ЯЗЫК
Татарский литературный язык - одна из самых главных ценностей, созданных народом на протяжении веков. Язык является не только средством общения, но и основным показателем духовной деятельности народа. Духовное богатство веками накапливалось в литературных письменных памятниках, отражая традиции, языковые нормы, различные общественные события, присущие каждому историческому периоду. Изучение языка письменных памятников татарского литературного языка во всей его полноте, исследование закономерностей его развития является одним из актуальных научных направлений кафедры татарского языкознания Казанского университета. Оно связано не только с представлением развития татарского языка, но и с определением исторического места языка в этногенезе татарского народа и решением вопроса о существовании татарского языка как государственного на базе традиций в современных условиях. Ученые Казанского университета на протяжении более века занимаются всесторонним изучением истории татарского языка. В данной статье речь идет о наследии выдающихся ученых, оставивших свой неизгладимый след в изучении истории татарского языка.
Диалектология - одно из развитых научных направлений в татарском языкознании, основной задачей которой является изучение живого разговорного языка коренных народов и местных говоров, исследование явлений народной речи, не вошедших в литературный язык, определение территории их распространения.
В течение нескольких столетий велась последовательная, систематическая научная работа по изучению духовной культуры татарского народа, истории различных этнических групп, особенностей их языка, их быта и образа жизни, обычаев. Работа по изучению живой речи, фиксации материалов, относящихся к отдельным говорам и диалектам татарского языка, сбору фактического материала, научному его толкованию началась еще в первой половине XVIII века. Изучение татарской диалектологии в Казанском университете также имеет более чем двухвековую историю, и в этом направлении накоплен богатый опыт, исследования татарских диалектов и говоров в университете продолжаются и в настоящее время, оставаясь одним из наиболее актуальных и востребованных научных направлений кафедры татарского языкознания. Основным объектом изучения в статье является формирование и развитие диалектологической школы в Казанском университете, данная научная проблема впервые подвергается комплексному исследованию. Это определяет научную новизну и актуальность статьи. В ходе изучения диалектологической школы выявляются основные этапы развития, исследуется научная и научно-методическая деятельность ведущих ученых, внесших большой вклад в изучение татарской диалектологии.
ЛИТЕРАТУРА
Статья носит характер отзыва на книгу переводов произведений Аяза Гилязова «В чьих руках топор?»: автор делится впечатлениями о личных встречах с писателем. В работе дается оценка вклада переводчиков Наиля Ишмухаметова, Альбины Нурисламовой в продвижение романа «В чьих руках топор?», повести «Рана».
В литературном тексте писатель выражает свое мировоззрение через жизнь, историю, быт своего народа, раскрывает его национальный менталитет, демонстрирует языковые и изобразительные средства, художественные ресурсы родного народа.
В статье систематизированы и проанализированы рецензии и отзывы турецких читателей на турецкий перевод повести Аяза Гилязова «Яра» («Yara», 2018), выполненный Фатихом Кутлу.
Литературный перевод - важнейшее средство, позволяющее донести до других народов культурные достижения своей нации и добиться взаимопонимания. Благодаря культурному обмену национальным наследием осуществляется литературный и культурный диалог. Данная статья посвящена проблеме продвижения татарской литературы в мире.
В статье констатируется, что произведение Аяза Гилязова получило положительный отклик у турецких читателей. В рецензиях и отзывах по достоинству оценено мастерство писателя: психологизм произведения, достоверность в передаче реальности, детальное изображение национальных образов мира татар и их обычаев. Переводчику удалось без искажения передать особенности художественного мира писателя, богатство его языка.
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО
Статья посвящена мусульманским благотворительным обществам и Мусульманским комитетам и бюро как формам самоорганизации и общественного движения российских мусульман в начале XX в. Уже в конце XIX в. создаются первые мусульманские благотворительные общества как культурно-просветительские и социальные центры общин, имеющие коллегиальное управление. Мусульманские комитеты и бюро, сформированные после Февральской революции 1917 г., в основном являлись общественно-политическими организациями мусульман тюр-ко-татар округа Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), а не политическими органами определенной направленности. Весной-летом, местами в начале осени 1917 г., они объединяли деятельность различных мусульманских организаций в губернском городе, а затем зачастую и во всей губернии, став прямыми предшественниками губернских Милли Шу-ро (Национальных Советов), которые с самого начала были органами национально-культурной автономии. В этой статье мы анализируем преемственность и взаимодействие между этими двумя структурами, а также их общественную деятельность.
В данной статье, посвященной 100-летнему юбилею журнала «Ялкын» и газеты «Яшь ленинчы», представлены материалы по истории татарской детской печати, исследована роль этих печатных изданий в воспитании детей, укреплении их гражданской идентичности. Доказана эффективность школы юных корреспондентов, подарившей татарскому народу известных писателей, журналистов, художников, композиторов и других деятелей культуры.
КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ
В статье систематизирован материал о различных принципах отражения исторического материала в татарской опере. Подробно проанализирована арт-опера «Крыло Сююмбике» на либретто Флеры Янышевой и опера «Кул Шариф» на либретто Фарита Яхина композитора Эльмиры Галимовой. Трагедия утраты государственности, падения Казанского ханства в этих творениях раскрывается через трагические судьбы отдельных известных личностей (Кул Шариф, царица Сююбике). Доказано, что опера «Кул Шариф» является интересным примером соединения историко-описательного и биографического подходов с «историческим воображением», а в арт-опере «Крыло Сююмбике» символизация исторических тем происходит на основе легендарно-мифологического материала.
Данная работа принадлежит к циклу статей о композиторе Антоне Эйхенвальде, опубликованных в журнале «Tatarica» в 2022-2023 гг.: «Симфонический концерт восточной музыки в Казани 1923 года» (2022, № 1), «Концерты восточной музыки» в Париже (2022, № 2), «Антон Эйхенвальд и Казанский кабинет музыкального фольклора» (2023, № 1), «Фольклорная опера ,,Степь“ в восприятии современников» (2023, № 2). В статье проанализированы два воспоминания композитора А. Эйхенвальда о контактах с поэтом Г. Тукаем. Статья «Страстный поклонник музыки» была опубликована под именем самого композитора, а «Шаляпин и Тукай...» - в пересказе Л. Рубинштейна. Серьезные тукаеведы проигнорировали эти источники. Сведения о вымышленных встречах А. Эйхенвальда и Ф. Шаляпина с Г. Тукаем были растиражированы писателями и литературоведами, музыковедами, не сумевшими критически отнестись к содержанию этих «псевдовоспоминаний». На основе анализа содержания указанных статей с привлечением воспоминаний современников и других документальных источников в работе доказывается, что данный материал о вымышленных встречах был создан сторонними авторами, несведущими в биографии этих крупных деятелей культуры.
PERSONALIA
Бикмурзина Флура Гаптрахмановна (01.07.1939 - 14.10.2023) - актриса, режиссер телевидения, заслуженный работник культуры ТАССР (1990), народная артистка РТ (1993).
Мухаметзянов Риф Мирхабуллович (1939–1996) – фольклорист, кандидат филологических наук (1973).
Шакирзянов Рашит Аглеевич (7.06.1949 – 22.11.2021) – ученый в области строительной механики, кандидат технических наук (1990), заведующий методическим кабинетом по преподаванию на татарском языке, Почетный работник высшего образования РФ (2009), заслуженный работник высшей школы РТ (2015), лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники (2009), лауреат имени премии Каюма Насыри.
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
В статье рассматривается вклад искусствоведа Л.И. Саттаровой в изучение искусства кожаной мозаики, являющегося мировым брендом татарской традиционной культуры. Доказывается новизна подхода к интерпретации художественных характеристик татарской узорной кожи, обозначается ряд обоснований ценности проведенных исследований, акцентируется внимание на ключевых аспектах анализируемой тематики, аргументируется степень значимости исследования автора в искусствоведении и культурологии.
В статье представлена рецензия на монографию профессора Казанского федерального университета Р. Даутовой и научного сотрудника КНИТУ-КАИ М. Шлеймовича «Телевидение Татарстана: от телефото к цифровым технологиям». В монографии, посвященной истории татарстанского телевещания, проводится подробный анализ телевидения с точки зрения его творческого и технологического развития. В рецензии отмечается, что в книге широко освещается деятельность людей, внесших огромный вклад в становление телевидения, но чьи имена до сих пор малоизвестны.