
Журнал «Tatarica» издается с 2013 года в печатной форме на английском, татарском и русском языках на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. В нем публикуются татарские ученые-гуманитарии из всех регионов мира, а также другие представители ученого мира, чьи исследования соответствуют целям и задачам журнала, представлена подробная информация о деятельности всех видных ученых-татар, независимо от их научной специальности.
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-55800 от 28 октября 2013 г.
Материалы журнала размещаются на сайте Научной электронной библиотеки, включаются в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ.
Журнал включен в базу данных EBSCO Publishing Database.
В журнале публикуются научные статьи, содержащие исследования в области языка, литературы, истории, культуры, искусства и образования татарского народа, а также биобиблиографические материалы о ведущих ученых-татарах и ученых, обращавшихся в том или ином аспекте к проблемам татарики, краткая информация о научных событиях тюркского мира.
Особенностью журнала является рассмотрение прошлого и настоящего татар в связи с развитием мировой цивилизации, мусульманского мира, тюркских народов, российской цивилизации и соседних народов. Татарская традиция рассматривается как творческая интерпретация и использование европейской (особенно научной) традиции, с одной стороны, и получение знаний, анализ материалов и ознакомление европейцев с народами Востока, с другой стороны.
У журнала «Tatarica» очень представительный и авторитетный Международный редакционный совет, в составе которого такие известные во всем мире ученые, как профессор Назарбаев университета Юлай Шамильоглу (Казахстан), профессор Гарвардского университета Шамиль Рашитович Сюняев (США), профессор Эгейского университета Мустафа Онер (Турция), заведующий кафедрой турецкого языка университета Гази Якыджы Али (Турция), профессор Мерилендского университета Роальд Зиннурович Сагдеев (США), профессор Средиземноморского института нейробиологии Рустем Нариманович Хазипов (Франция), профессор Казахского Национального педагогического университета имени Абая Гриф Тимурзагитович Хайруллин (Казахстан), профессор, заведующий департаментом современных тюркских языков и литератур Университета Фират Алкая Эржан (Турция) и другие.
Весь архив журнала в полнотекстовом формате с 2013 года доступен также в электронной библиотеке eLIBRARY.
Текущий выпуск
ЯЗЫК
В статье Фуатом Ашрафовичем Ганиевым (1930-2016) систематизированы сведения о многогранной деятельности Наки Исанбета (1899-1992) на ниве татарской филологии, особое внимание уделяется анализу его вклада в татарское языкознание и тюркологию. Доказано, что Н. Исанбет проявил себя как талантливый ученый-филолог.
Ф. А. Ганиев - лингвист, «оставивший глубокий след в истории татарской грамматики, лексикологии и лексикографии, посвятивший свою жизнь изучению проблем тюрко-татарского языкознания и получивший признание не только в Татарстане, но и за рубежом, создавший свою научную школу, приложивший немало усилий для подготовки высококвалифицированных специалистов и организации научной деятельности» . Автор статьи родился 1 августа 1930 г. в деревне Насибаш Салаватского района Башкортостана. Его дед Шаяхмет был братом Таибы абыстай, матери известного писателя и ученого Наки Исанбета.
Известный фольклорист, языковед, тюрколог, педагог, писатель Наки Исанбет в ряде своих работ размышляет о судьбе татарской нации, стремится обозначить ее место в мире, а также выражает обеспокоенность состоянием родного языка, национальной культуры и литературы. Людей, не владеющих родным языком, живущих в стране, где нет национальных школ, ученый считает несчастными, малокультурными и невежественными. Осознавая всю катастрофичность данной ситуации, Наки Исанбет предсказал в недалеком будущем их исчезновение в национальном смысле. Свою творческую карьеру в Башкортостане ученый начал с создания азбук «Яшь буын» («Молодое поколение») для татарских и башкирских школ. Совместно с Даутом Юлтыем он выпустил в свет хрестоматию по литературе для учащихся. Наки Исанбет принимал активное участие в дискуссиях по латинице. Вначале он был на стороне «латинистов», затем перешел на сторону «арабистов». В 1955 г. X. Курбатов разработал Проект новой татарской орфографии, представленный на суд общественности в 1958 г. Наки Исанбет поделился своим мнением о проекте в газете «Совет Татарстаны» («Советский Татарстан»), В «Татарских грамматиках» (1995, 2015) эта дискуссия не упоминается, а сама статья не включена в библиографию. Работа ученого носит программный характер и не утратила актуальности и поныне. До сих пор ученые в силу непонятных причин обходили ее вниманием. В 1958 г. государственная комиссия сочла Новый проект татарской орфографии несовершенным, поэтому он не был реализован в жизнь. Вне сомнения, рекомендации Наки Исанбета членами комиссии были услышаны. Современные лингвисты констатируют наличие в татарской орфографии определенных проблем и противоречий с написанием отдельных групп слов. Публикуя эту статью вновь, мы стремимся привлечь внимание ученых к ценным наблюдениям Наки Исанбета в сфере татарской орфографии.
ЛИТЕРАТУРА
В статье очерчен вклад татарского ученого, поэта, драматурга, фольклориста, переводчика, публициста Наки Исанбета в развитие татарской драматургии. На этом поприще просветитель активно и результативно трудился в 1910-1970-е гг. Его перу принадлежит свыше 30 пьес, которые были поставлены на сцене. Писатель отразил в своих произведениях важные события, значимые страницы истории, поэтому они воспринимаются летописью татарской жизни. В статье кратко охарактеризованы этапы творчества Наки Исанбета, выявлены особенности каждого из них. Как писатель-драматург он снискал славу еще в 1920-е гг. В пьесах революционной поры доминируют социальные конфликты, высмеиваются баи и религиозные деятели, потерявшие почву под ногами. В дальнейшем Наки Исанбет совершает крутой поворот: драматург создает пьесы на фольклорной основе, посвященные историческим деятелям татарского народа. Тематика и проблематика его произведений отличается новизной. Наки Исанбет вывел на сцену новые типы. Это дало основание критикам заговорить о феномене «Театр Наки Исанбета».
Татарский фольклор - это духовное сокровище, которое создавалось народом на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Фольклористика - богатая, сложная, глубокая и влиятельная область татарской науки, составляющая духовные корни современности и имеющая исключительное значение. Не так много талантливых татарских ученых, которые посвящали свою жизнь изучению уникального наследия татарского народа и раскрытию захватывающих научных тайн этой области. Одним из редких личностей, внесших значительный вклад в популяризацию наследия татар и в сохранение национальных фольклорных памятников, которыми можно гордиться перед другими народами, является татарский писатель, фольклорист и ученый Наки Исанбет (Наки Сиразиевич Исанбет). В настоящей статье автор рассказывает о творчестве данного выдающегося деятеля, который отыскал фольклорные произведения из глубины веков, в наше время обработал их по требованиям науки и, определив ценность, передал будущим поколениям. С позиции национальных и культурных ценностей в статье дана научная оценка деятельности Н. Исанбета в области татарского фольклора и фольклористики, подчеркнута значимость предоставленных им материалов, способствующих изучению различных жанров татарского народного творчества, определен уровень перспективности проведения исследований в этом направлении.
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО
В статье анализируются воспоминания Наки Исанбета о Шаехзаде Бабиче. Произведение было создано в преддверии празднования 50-летнего юбилея Октябрьской революции. Из-за цензуры автору удалось свой труд опубликовать в 1967-1968 гг. лишь частично. Материалом исследования послужила полная версия воспоминаний Наки Исанбета, введенная в научный оборот в 2023 г. В статье дается подробный исторический комментарий событиям, описанным в этом произведении. Доказано, что писателю удалось реалистически, достоверно отразить конфликты между различными вооруженными силами в регионе. На основе анализа системы персонажей выявлено, что у Наки Исанбета историзм становится также важнейшим эстетическим принципом организации «построения» характеров героев.
Статья посвящена обзору работ музыковеда Юлдуз Накиевны Исанбет (1936-2021). Ученый проявила себя в разных областях музыкознания, связанных с татарской культурой. Юлдуз Исанбет занималась научной, педагогической и музыкально-просветительской работой. Этим граням ее деятельности в разной степени уделено внимание в данной статье. Основной акцент сделан на публикациях музыковеда крупной формы. Они рассмотрены в контексте музыкальной культуры и образования в Татарстане, начиная с 70-х годов XX века и до 2021 года. Работы систематизированы исходя из содержания, структуры и жанра. Выявлена их новизна и значимость в музыкознании Татарстана. Сформулированы принципы научной работы музыковеда: они выявлены в результате анализа работ Юлдуз Исанбет и на основе личного опыта взаимодействия автора данной статьи с педагогом в годы учебы в Казанской государственной консерватории. Раскрыта степень влияния на формирование научных принципов музыковеда ее отца - известного писателя и ученого-фольклориста Наки Исанбета. Определены дальнейшие пути поисков и изучения наследия музыковеда. Внесены предложения об издании неопубликованных трудов Юлдуз Исанбет и Наки Исанбета. Указаны места хранения некоторых из них. Предложены для публикации материалы источниковедческой базы отдельных работ музыковеда.
КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ
В статье приводятся некоторые факты из творческой биографии композитора Антона Александровича Эйхенвальда (1875-1952), проливающие свет на его обращения к татарскому народному музыкальному творчеству. В ходе анализа выявлены фактологические ошибки в сведениях об экспедиционной деятельности этнографа, содержащиеся в ряде научных работ.
Исанбет Празат Накиевич (1927-2001) - актер, режиссер, народный артист ТАССР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). В статье систематизированы сведения о нем как о талантливом художнике. Материалом для анализа послужили 57 картин, шаржей, карикатур Празата Исанбета. В изобразительных произведениях режиссера запечатлены главнейшие события театральной жизни. Это своеобразная изобразительная драматургия, сцены подлинной жизни театра. Для передачи характерных черт своих героев Празата Исанбет опирался на геометрическую форму, обладающую устойчивыми ассоциациями с внутренним миром персонажей.
PERSONALIA
Насыров Габделькаюм Габденнасырович (Каюм Насыри) (2 [14] февраля 1825 - 20 августа 1902) - выдающийся ученый, писатель и просветитель XIX века, автор более 60 научных и переводческих работ по филологии, фольклору, педагогике, художественной литературе, математике, истории, географии, астрономии и др., создатель первых учебников на татарском языке по разным отраслям науки, выпускник медресе при пятой соборной мечети (1841-1855), преподаватель татарского языка Казанского духовного училища (Казанская духовная семинария, 1855-1871); основатель и преподаватель русско-татарской школы для мальчиков в Казани (1871-1876), действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1885-1902). Именем К. Насыри названа центральная улица Казани, расположенная в историческом районе Старо-Татарская слобода. В 1995 году Кабинет министров РТ учредил премию имени К. Насыри, которая вручается в области просвещения и внедрения педагогического наследия ученого-просветителя. В 2014 году на базе Казанского федерального университета образован Научно-образовательный центр «Институт Каюма Насыри». В 2025 году Банком России выпущена памятная серебряная монета, посвященная К. Насыри.
Шакиров Ильгам (Ильхам) Гильмутдинович (1935-2019), выдающийся татарский певец (баритон). Художественный руководитель Татарской народной филармонии (1992-2012). Народный артист РСФСР (1983), ТАССР (1969), Каракалпакской АССР (1981).
Лауреат Государственной премии им. Г. Тукая (1970).
Почетный гражданин Сармановского района (2015), г. Казани (2006).
В 2003 г. в Казани на центральной улице Баумана открывается Аллея звезд, одной из звезд присвоено имя Ильгама Шакирова.
Каримуллин Абрар Гибадуллович (1925-2000) - известный татарский ученый, книговед-библиограф, доктор филологических наук (1978), действительный член Академии наук Татарстана (1992), заслуженный деятель науки ТАССР (1987), лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая (1991), лауреат Между-народной премии имени Кул Гали (1995).
Участник Великой Отечественной войны.
Выпускник историко-филологического факультета Казанского государственного университета имени В. И. Ленина (1953). В 1953-1964 гг. был заместителем директора по научной части Научной библиотеки Казанского государственного университета, в 1964-1992 гг. работал в Институте языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Татарстана.
В 1991-1992 г. - научный консультант Национальной библиотеки Татарстана.
Автор исследований по истории татарского народа, основные труды посвящены истории возникновения и развития татарской печатной книги, филологии и библиографии.
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
В рецензии на научно-популярный сборник о легендарном татарском певце Ильгаме Шакирове дается оценка представленным в книге биографическим, литературным, научно-популярным материалам.
В статье рассматривается книга театроведа И. И. Иляловой, посвященная спектаклям Марселя Салимжанова и выпущенная к 90-летию выдающегося режиссера. Подчеркивается важность и своевременность этого труда. Марсель Салимжанов был лидером национального театрального искусства, в течение 36 лет он руководил прославленным камаловским театром, создал десятки спектаклей, многие их которых и вошли в золотой фонд татарской культуры. В книге собраны многочисленные статьи и рецензии разных авторов, вышедшие в свое время в периодической печати, а также отрывки из научно-популярных монографий. Таким образом, представлены разные точки зрения, плюрализм мнений и широкий исторический контекст. Вместе с тем строго хронологический принцип организации материала помогает представить наследие режиссера в целом, проследить его творческую эволюцию.