ЯЗЫК
В истории тюркской культуры лошадь, помимо того что является верховым животным, занимает важное место с точки зрения ее использования в питании, одежде, убежище, транспортировке грузов, торговле, войнах и общении. Кроме того, образ лошади играет важную роль в формировании и развитии тюркской литературы, искусства, традиций и обычаев, поэтому не вызывает удивления большое количество слов, так или иначе связанных с лошадьми, в тюркских языках. В данном исследовании были выделены слова в татарском и тувинском языках, связанные с лошадью, и предпринята попытка их сравнительного анализа.
Статья посвящается изучению языковых особенностей поэмы «Ана вә угыл» («Мать и сын») – ровесницы поэмы Кул Гали «Кыйссаи Йусуф» (XI в.). Это произведение дошло до нас в нескольких малоизвестных списках. Источник нами был введен в научный оборот. Новизна данной работы состоит в том, что в ней проделан сравнительно-сопоставительный анализ лексического состава языка этих произведений, изучены изоглоссы, особенности местных верований. На основе выявленного внутреннего родства доказывается, что оба произведения принадлежат к булгаро-татарской литературе. Обнаруженные языковые факты указывают на единообразие норм литературного языка булгаро-татар Среднего Поволжья. Сравнительно-сопоставительное изучение произведений позволило выявить особенности первоначального литературно-художественного койне живших в период средневековья предков татар.
ЛИТЕРАТУРА
В статье рассматривается творчество современных татарских и турецких писателей рубежа ХХ–ХХI веков в свете постмодернистской концепции. В фокусе внимания автора статьи оказались идейно-эстетическое своебразие их произведений: философские идеи, которые нашли отражение в их творениях, художественные приемы, используемые авторами. Объектом изучения послужила проза татарских писателей Ф. Байрамовой, З. Хакима, Н. Гыйматдиновой, Г. Гильманова, М. Магдиева, Ф. Яхина, турецких писателей И. Анара, О. Памука, А. Шафака, обеспечивающих развитие национальной культуры. Философские взгляды М. Магдиева, Н. Гиматдиновой, Г. Гильманова, З. Хакима, их художественные приемы и эстетические ориентиры рассматриваются в свете культурного и литературного контекста конца ХХ – начала ХХI века, а произведения Ф. Байрамовой и Ф. Яхина интерпретируются в мифологической и метафизической плоскостях, романы турецких писателей – в контексте их связей с арабской и восточными литературами, в рамках канонов постмодернистской поэтики.
В статье систематизированы информация и факты из различных источников, имеющих отношение к постмодернистской парадигме в турецкой литературе; авторы попытались дать обзор современной турецкой литературы. Впервые в научный оборот вводятся произведения современного турецкого писателя Алифа Шафака. Методологической основой исследования послужили сравнительно-исторический, типологический и герменевтический методы. Исследование велось с опорой на лучшие традиции культурно-исторической школы.
В статье анализируется роман известного татарского писателя и общественного деятеля Г. Ибрагимова «Безнең көннәр» («Наши дни») (1920). В этом произведении писатель сумел изобразить различные слои татарского общества в годы Первой русской революции. Роман, относящийся к раннему творчеству писателя, отличается от других его произведений актуальностью поставленных в нем социальных, просветительских, национальных проблем. С одной стороны, это произведение оказалось созвучно по ряду освещаемых проблем с произведениями таких классиков современности, как Г. Исхаки, Г. Тукай, Ф. Амирхан, С. Рамиев, Г. Камал, Н. Думави. С другой стороны, наблюдается определеннное родство со взглядами Дж. Валиди, Н. Гасри, И. Гаспринского, М. Бигиева в постановке вопроса о необходимости обновления общества и культуры. В то же время в этом произведении отчетливо проявляются творческие связи Г. Ибрагимова с арабо-мусульманской, турецкой и западной культурами, философией, кораническими традициями. Цель исследования – изучить роман «Безнең көннәр» («Наши дни») в свете литературных, критических, общественных, нравственных, эстетических и философских взглядов начала ХХ века. В статье содержится краткая информация об истории бытования и изучения этого произведения.
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО
В статье систематизирован материал по истории татарского телетеатра. Материалом исследования послужили телеспектакли, созданные татарскими режиссерами Гали Хусаиновым, Ринатом Сакаевым, Ахтямом Зариповым, Идмасом Утягановым, Гульсум Биляловой, а также рецензии и письма телезрителей. Доказано, что татарские телеспектакли и телефильмы в 1970– 1990 гг. являлись эффективной формой популяризации татарской культуры. История телетеатра рассмотрена в зеркале переписки телезрителей с редакцией литературно-драматических передач Казанской телестудии.
В статье систематизирован материал по истории симфонического концерта татарской музыки в Казани 1923 г. Материалом исследования послужили архивные материалы, отражающие этнографическую деятельность Антона Александровича Эйхенвальда (1875–1952). На основе анализа трудов композитора подробно раскрыты его взгляды на татарскую музыку. В статье обобщены газетные отклики, рецензии на это уникальное культурное событие. Доказано, что А. А. Эйхенвальд как композитор и музыкант-исполнитель был выше и чутче своих предшественников в области симфонической обработки татарских народных песен.
КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ
В статье систематизирована научная литература по истории татарского детского телевещания. Цель работы – кратко охарактеризовать советский этап развития татарского детского телевещания. Материалом исследования послужили воспоминания тележурналистов, архивные видеоматериалы телерадиокомпании «Татарстан – Новый век» (ТНВ). Доказано, что детская редакция Казанской телестудии вела огромную работу по созданию телеконтента на родном языке, отличающегося содержательным богатством и жанровым многообразием.
Объектом исследования в статье послужили художественный фильм «Tatara Samurai» («Кузнец-самурай», режиссер Ёсинари Насикори, 2016), документальный фильм «Рождение меча» (выставочный проект «Самураи. Искусство Войны» (2016) – продюсер Георгий Аистов, куратор Стивен Сигал) и проекционное хореографическое шоу «Татара – наследие Евразии» (режиссер-постановщик Туфан Имамутдинов (2020), режиссер-постановщик Катцуми Сакакура (2021)). Предмет данного исследования – образы кузнеца-самурая и печи татара. В статье систематизированы сведения о степени изученности уникальной технологии татара и одноименной печи, сохранившейся в Японии, в свете тюркско-японских контактов. Выявлена специфика художественной интерпретации этой темы современными деятелями культуры Японии и Республики Татарстан. Доказано, что Ёсинари Насикори, Сакакура Кацуми, Туфан Имамутдинов, Сюмбюль Гаффарова разрабатывают сюжет о противостоянии эпического героя с драконом во имя спасения возлюбленной в романтическом ключе. Главным становится сюжет об инициации. Любовный сюжет играет вспомогательную роль. Японские и татарские сценаристы концентрируют внимание на особенностях внутреннего конфликта главного героя с самим собой. Если режиссер Ёсинари Насикори стремится в трактовке национального к достоверности, то режиссеры-постановщики Сакакура Кацуми, Туфан Имамутдинов тяготеют к стилизации. Татарский вариант проекционного шоу тяготеет по форме к сказочно-фантастической обобщенности, тогда как символическая форма японского варианта, скорее, к мифологичности. Документальный фильм «Рождение меча» носит просветительский характер.
PERSONALIA
Альмухаметов Мазит Ифатович (22 сентября 1904 года – 13 июля 1971 года) – математик, доктор физико-математических наук (1950), профессор (1950). В 1937–1971 годах заведующий кафедрой математического анализа Казанского государственного педагогического института, в 1943– 1956 годах декан физико-математического факультета КГПИ. Заслуженный деятель науки ТАССР (1967). Основные труды посвящены теории дифференциальных уравнений, проблемам теории колебаний, вопросам устойчивости движения. Автор учебных пособий и научно-методических трудов по математике, написанных на татарском языке.
Саттаров Гомәр Фәез улы (1931–2020) – тел галиме, филология фәннәре докторы (1975), профессор (1981), Татарстан Республикасының атказанган фән эшлеклесе (1991), Россия Федерациясенең атказанган фән эшлеклесе (2003), Татарстан Республикасының фән һәм техника өлкәсендә Дәүләт премиясе лауреаты (2002), Казан университетының атказанган профессоры, 1994–1999 елларда Казан дәүләт университетының татар теле кафедрасы мөдире, югары һәм гомуми белем бирү оешмалары өчен дәреслекләр һәм уку әсбаплары авторы. Хезмәт ветераны (1983).
Гыйльми хезмәтләре төрки-татар, диалектология һәм татар теле ономастикасы, татар лексикологиясе, сөйләм культурасы, этнолингвистика тарихы, татар телен укыту методикасы өлкәләренә карый.
Музафаров Мансур Ахметович (06.03.19013 – 21.11.1966), композитор, педагог, засл. деятель искусств ТАССР (1950), народный артист ТАССР (1964). Первый татарский композитор с высшим специальным образованием. Творческую деятельность начал в качестве участника национальных инструментальных ансамблей. В 1931 г. окончил этнографическое отделение Московской консерватории. В 1938– 1939 гг. обучался в Татарской оперной студии при Московской консерватории. С 1945 г. преподавал в Казанской консерватории (в 1949–1961 гг. зав. кафедрой композиции). В разные годы вел творческую работу на радио, в Татарском театре оперы и балета.
Композиторское наследие Музафарова обширно: от обработок фольклорных напевов, оригинальных песен, песен-романсов до масштабных произведений в жанрах оперы, симфонической поэмы, инструментального концерта.
Имя Мансура Музафарова носит Детская музыкальная школа № 18, расположенная в Кировском районе города Казани. На базе школы проводится Республиканский конкурс «Мозаффаров кичләре» («Музафаровские вечера»).
Памятная доска композитору установлена в Казани на ул. Николаева, д. 5.
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
В рецензии указывается, что новизна монографии А. Г. Бахтина «Российское государство и Казанское ханство: межгосударственные отношения в XV–XVI вв.» (СПб., 2021) состоит в следующем: автор убедительно доказывает, что политика Русского государства в отношении Казанского ханства в первой трети XVI в. не носила захватнический характер. Заслуживает внимание в интерпретации А. Г. Бахтина картина событий захвата Среднего Поволжья.
В рецензии «Населенные пункты Республики Татарстан» оценивается как научно-популярная энциклопедия систематически-алфавитного типа. Доказано, что материалы, размещенные в книге, являются исключительно ценными источниками информации о прошлом и настоящем населенных пунктов нашей республики.