Preview

Tatarica

Расширенный поиск

Художественная концепция образа татара в современном российском и японском кинематографе и проекционном хореографическом шоу «Татара – наследие Евразии»

https://doi.org/10.26907/2311-2042-2022-18-1-159-175

Аннотация

Объектом исследования в статье послужили художественный фильм «Tatara Samurai» («Кузнец-самурай», режиссер Ёсинари Насикори, 2016), документальный фильм «Рождение меча» (выставочный проект «Самураи. Искусство Войны» (2016) – продюсер Георгий Аистов, куратор Стивен Сигал) и проекционное хореографическое шоу «Татара – наследие Евразии» (режиссер-постановщик Туфан Имамутдинов (2020), режиссер-постановщик Катцуми Сакакура (2021)). Предмет данного исследования – образы кузнеца-самурая и печи татара. В статье систематизированы сведения о степени изученности уникальной технологии татара и одноименной печи, сохранившейся в Японии, в свете тюркско-японских контактов. Выявлена специфика художественной интерпретации этой темы современными деятелями культуры Японии и Республики Татарстан. Доказано, что Ёсинари Насикори, Сакакура Кацуми, Туфан Имамутдинов, Сюмбюль Гаффарова разрабатывают сюжет о противостоянии эпического героя с драконом во имя спасения возлюбленной в романтическом ключе. Главным становится сюжет об инициации. Любовный сюжет играет вспомогательную роль. Японские и татарские сценаристы концентрируют внимание на особенностях внутреннего конфликта главного героя с самим собой. Если режиссер Ёсинари Насикори стремится в трактовке национального к достоверности, то режиссеры-постановщики Сакакура Кацуми, Туфан Имамутдинов тяготеют к стилизации. Татарский вариант проекционного шоу тяготеет по форме к сказочно-фантастической обобщенности, тогда как символическая форма японского варианта, скорее, к мифологичности. Документальный фильм «Рождение меча» носит просветительский характер.

Об авторе

М. М. Хабутдинова
Казанский федеральный университет
Россия

Хабутдинова Милеуша Мухаметзяновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы Института филологии и межкультурной коммуникации

420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18



Список литературы

1. Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира: история и современность. Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 80-летию мечети в г. Кобе (Токио-Мацуэ, 19, 23 октября 2015 г.) / Под ред. М. М. Гибатдинова, Л. Р. Усмановой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. 160 с.

2. Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира: история и современность: сборник научных трудов. Вып. II. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 256 с.

3. Культурные, экономические, технологические контакты и взаимодействие Японии и Татарского мира: история и современность: сборник научных трудов. Вып. II. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. 272 с.

4. Ма Мин Да. Историческое исследование китайско-японско-корейских обменов в области искусства фехтования мечом. Пекин: Чжунхуа шуц-зюй, Интернет-издание, 2007. 130 с.

5. Курбатов В. А. « Татар»ские топонимы в Японии // Золотоордынская цивилизация. 2016. № 9. С. 12–15.

6. Киддер Д. Япония до буддизма. М.: Центрполиграф, 2003. 286 с.

7. Курбатов В. А. Россия до Руси. По следам индоевропейцев. М.: ООО «Буки Веди», 2013. 528 с.

8. Хакимов Р. Как возникла Великая Татария и чем она стала. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 197 с.

9. Гаффарова С. Татара уты // М. Хәбетдинова шәхси архивы. Кулъязма. 5 б.

10. Бакиров М. Древнетюркская поэзия. Казань: Татар кн. изд-во, 2014. 390 с.

11. Исәнбәт Н. Татар мифлары. Кулъязма // Н. Исәнбәт шәхси архивы. Кулъязма. 151 б.

12. Самураи. Искусство Войны. URL: http://isamurai.ru/ (дата обращения: 02.03.2022).

13. Нихон сіеки: Анналы Японии: в 2 т. Т. 1. СПб: Гиперион, 1997. 494 с.


Рецензия

Для цитирования:


Хабутдинова М.М. Художественная концепция образа татара в современном российском и японском кинематографе и проекционном хореографическом шоу «Татара – наследие Евразии». Tatarica. 2022;18(1):159-175. https://doi.org/10.26907/2311-2042-2022-18-1-159-175

For citation:


Khabutdinova M.M. The artistic concept of the tatara image in modern Russian and Japanese cinematography and the projection choreographic show “Tatara – the heritage of Eurasia”. Tatarica. 2022;18(1):159-175. https://doi.org/10.26907/2311-2042-2022-18-1-159-175

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-2042 (Print)