Preview

Tatarica

Расширенный поиск
Том 25, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF ()

ЯЗЫК

7-20 15
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования языковой личности автора в художественном тексте. Материалом исследования послужил стихотворный цикл Лябиба Лерона «114 шагов» («По следам 11 героев»). Произведение посвящено 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор воспевает подвиг группы Курмаша-Джалиля. Цель исследования – выявить роль изобразительно-выразительных средств, способов связи, употребления и динамического взаимодействия слов, выражений и конструкций во внутреннем композиционно-смысловом единстве стихотворного цикла писателя. В ходе лингвостилистического и лингвопоэтического анализов текста выделены лингвистические средства, с помощью которых достигается эстетическое воздействие произведения. В «114 шагах» выделяются образ-персонаж, образ-представление, где воплощается татарская концепция героизма. У Лябиба Лерона эмоциональное восприятие языка постоянно сопровождается восприятием аналитическим. Поэт стремится в этом произведении лиричность соединить с историзмом. 

21-33 15
Аннотация

В статье раскрываются особенности репрезентации концепта «война» в татарском языке. Материалом для анализа послужили лексикографические  источники. Цель исследования – выявить семантические, лингвокультурные, ассоциативные компоненты, входящие в семантическую структуру данного концепта. Доказано,  что  концепт  «война»  имеет  сложную структуру, состоящую из разных групп признаков.

ЛИТЕРАТУРА

46-65 12
Аннотация

В статье рассматривается формирование и развитие военных мотивов в татарской поэзии ХХ в. в контексте современного литературоведения. Материалом для изучения послужили поэтические произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1944 по 2025 г. Доказано, что военные мотивы в татарской поэзии зародились в начале ХХ в., получили новый импульс в своем развитии в годы революции, Гражданской войны, окончательно оформились в годы Великой Отечественной войны. В ходе исследования выявлена трансформация военных мотивов во второй половине ХХ – первой трети ХХI в.

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО

84-95 14
Аннотация

В статье проанализированы особенности формирования образа героя на страницах татарского общественно-политического и литературно-художественного журнала «Совет әдәбияты» в годы Великой Отечественной войны. В фокусе внимания оказались публикации 1943– 1945 гг., то есть периода после коренного перелома в войне в пользу СССР. Выявлен характер изменений в концепции истории татар в журнальных публикациях после принятия Постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 г. Доказано, что пантеон героев формировался редколлегией строго в русле концепции «большого брата». В ряде публикаций этого периода подчеркивается преемственность традиций совместной защиты Родины от общего врага в истории татарского и русского народов, акцентируется внимание на сотрудничестве их представителей также в сферах государственного и партийного строительства, науки и культуры.

КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ

110-127 17
Аннотация

В статье анализируется образ Мусы Джалиля в спектаклях Альметьевского татарского государственного драматического театра «Кайда минем илем?» (2020, «Где моя Родина?», авт. Гараф Фахрутдинов, реж. Ильяс Гареев) и «Алтынчәч. Мирас» (2023, авт. Муса Джалиль, Ильгиз Зайниев, реж. Мурат Абдукатинов). Если первый из них создан на основе художественно-документальной прозы Г. Фахрутдинова, то второй является драмой-ремейком легендарной оперы Н. Җиганова и М. Джалиля «Алтынчәч» («Златовласка»). В спектакле И. Гареева Муса Джалиль фигурирует в качестве эпизодического персонажа поэтаподпольщика. Голос писателя оживает в песнях на его стихи, звучащих во время спектакля. В драме-ремейке М. Абдукатинова Муса Джалиль является главным героем. Новаторство режиссера проявилось в ассоциативном подходе в разработке его образа.

PERSONALIA

135-142 16
Аннотация

Фасеев Фазыл Салихович (1925–2016) – языковед, переводчик. Кандидат филологических наук (1962). Участник Великой Отечественной войны (1943– 1945). После окончания отделения татарского языка и литературы историко-филологического факультета Казанского государственного университета в 1950 г. был принят в аспирантуру Института языка, литературы и истории. В 1952–1955 гг. работал в комитете радиоинформации при СМ ТАССР, преподавал татарский язык в Казанской фельдшерско-акушерской школе. В 1955–1986 гг. работал в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР (в 1964–1965 гг. работал в Башкирском государственном университете). Ф. А. Фасеев относится к числу наиболее ярких ученых, занимавшихся историей татарского литературного языка, языка письменных памятников. Перу ученого принадлежат труды по текстологии, лексикологии, лексикографии, ономастике, этимологии и др.

143-161 16
Аннотация

Мамин Мухаметша Гумерович (1905–1943) – литературовед, критик, педагог. Уроженец деревни Горинка (ныне Зубо-Полянский район Республики Мордовия). Выпускник сельской школы (1918), Учительских курсов в Пензе (1921). После года работы в сельском хозяйстве становится учителем в сельской школе (1924–1930). Первые рецензии, литературно-критические статьи опубликовал еще в годы учебы в Восточном педагогическом институте (1930–1933). После окончания аспирантуры в Казанском педагогическом институте (1936) приступил к преподавательской деятельности в родном вузе. Участник Великой Отечественной войны. В августе 1943 г. в одном из боев под Воронежем М. Мамин был тяжело ранен и скончался в госпитале. В истории татарской литературы М. Мамин снискал известность как автор первой монографии о Х. Такташе – «Поэзия Х. Такташа» (1941).

162-173 13
Аннотация

Шагирзян Лена (Шакирзянова Лена Галимзяновна, 1945– 2017) – один из видных представителей поэзии ХХ в. В 1962 г. окончила Кулле-Кимовскую (Атнинский район РТ) среднюю школу и поступила на отделение татарского языка и литературы Казанского педагогического института. После окончания вуза один год проработала учителем в татарской средней школе № 80 г. Казани. В 1968–1973 гг. была певицей Ансамбля песни и танца ТАССР. Позже, в 1974–1987 гг., работала переводчиком-журналистом в Татарстанском государственном радиокомитете. С 1987 г. Лена Шагирзян целиком посвятила себя литературному творчеству. Является автором сборников стихов «Переполненная душа» (1982), «Верую сердцу» (1986), «Азбука веры» (1993), «Крылатый конь» (1999), «Круговорот» (2002) и др. Л. Шагирзян известна и как автор ярких публицистических, теоретических и критических статей по литературе, воспоминаний о выдающихся деятелях искусства, поэтических посвящений современникам. За заслуги в развитии татарской литературы и искусства Л. Шагирзян в 2000 г. была удостоена почетного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан», в 2007 г. – литературной премии Союза писателей Татарстана имени Х. Такташа за книгу «Ностальгия» и произведения, посвященные Хади Такташу; в 2011 г. – Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая,  в  2016  г.  –  почетного звания «Народный поэт Татарстана».

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

180-186 16
Аннотация

В данной статье представлен обзор книги Альфии Шамовой «Әдипләрнең фронт хатлары: фронтовик язучыларның хатлары һәм бүләкләү кәгазьләре җыентыгы» (2024). Это документальное издание рассматривается с точки зрения содержания, структуры, научной и духовной ценности. В книге собраны фронтовые письма, документы – живые воспоминания летописи Великой Отечественной войны, проникнутые духом времени и патриотическими чувствами татарских писателей, верой в победу над врагом. Эти материалы помогают представить суровую жизнь страшных сороковых годов.

187-194 16
Аннотация

В статье проанализирована концепция сборника произведений погибших на фронте татарских писателей, выпущенного в честь 80-летия Великой Победы. Составители – В. Нуриев и Л. Сафиуллин.

НАУЧНАЯ ХРОНИКА ТЮРКСКОГО МИРА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-2042 (Print)